Лещ

Было душно. Над заречными далями плавился воздух. На горизонте кудрявились белые кучевые облака, а после полудня они как-то незаметно слились в синевато-черную тучу, которая стала быстро надвигаться на притихшие луга. Повеяло прохладой. Невольно залюбовавшись притихшей Десной, опомнился только, когда удочку что-то ощутимо дернуло. Сделав подсечку, потянул удилище на себя. В воде блеснуло широкое тело. Лещ! Подтянув трофей на поверхность, заставил рыбу глотнуть воздух, и та покорно легла на бок, позволив извлечь себя из воды.

За эти несколько минут начался настоящий ливень. Пустяки! Главное, что на зеленой траве, чуть в стороне от обрыва, вытягивая трубочкой губы и тускло поблескивая бронзовой чешуей, лежала двухкилограммовая рыбина.

Как вы уже поняли, речь пойдет о леще. Леща по открытой воде у нас в Украине ловят в основном двумя способами — на удочку (поплавочную и донную) или на донную снасть с дальним забросом — фидер, а по-украински — «прут». Причем, абсолютно все киевские и окрестные рыболовы знают, как ловить леща «прутом» на Днепре. Для этого берется «титановый» (в основном дюралевый) прут с кастингом от 0,1 кг и до бесконечности, «Невская» катушка с леской или сталькой, кормушка с отводом, два поводка, и с силой забрасывается подальше от берега. Эта снасть работает отлично. Главной ее особенностью является то, что подсечка не обязательна. При наличии хорошего крючка и нормального днепровского течения рыба засекается сама о груз или «кормак», совмещенный с грузом.

Многие скажут, что эта снасть — рабочая, и будут совершенно правы. Многие скажут, что «прут» -удобная и эффективная штука, и тоже не ошибутся. Стоп, ребята! «Прут» никто не критикует, просто вспомним народную мудрость, что «на каждую рыбу — свое ловище». А ведь основная масса украинских рек — как раз реки малые, и такая «прутовая» ловля не для этих условий.

Снасти для ловли на малых реках совершенно другие. Это лишний раз подтверждает тот факт, что и в самой Украине, и в соседних с Украиной областях России и Белоруссии, по которым протекают наши реки, «прут» с кормушкой почти неизвестен. Поэтому леща, а вместе с ним и другую «бель», там ловят совсем иначе.

Попутно отметим, что к роду «Лещи», помимо собственно леща, относится также густера и клепец (белоглазка). Густера, имея много общего в образе жизни с лещом, нередко попадается на крючок при его ловле. А вот клепец (по крайней мере, в Десне) берет почти исключительно на червя, со дна и при сильном течении, поэтому при ловле леща на поплавчанку попадается крайне редко.

СЕКРЕТЫ УСПЕХА. ЛОВЛЯ НА УДОЧКУ

Снасть. Обычная поплавочная удочка. Лучше оснащенная специальным «лещовым» поплавком, причем соответствующим образом огруженным (с «подпаском»). Леска 0,2 мм, поводок 0,15 мм, не толще. Крючок не очень большой, особенно при ловле на слабом течении. Здесь работает простое правило: чем слабее течение, тем меньше крючок. Приманка должна находится у самого дна. Во время ловли при волне насадка должна лежать на дне обязательно. Потому что у лещей от удивления глаза, вероятно, станут еще более круглыми при виде ароматного кусочка мастырки, который вдруг сам собой начал подпрыгивать и крутиться перед самым носом. Пока рыба будет удовлетворять свое любопытство (а почему она вертится?), ей, естественно, не до еды. А вам не до веселья, поскольку, соответственно, не клюет. В этом случае стоит перейти на ловлю донной снастью с покат-ком.

Выбор места ловли. Один из основных факторов успеха. Оптимальным местом для ловли леща на малой речке считается заводь с замедленным течением, глубиной 1,5-3-5 м, глинистым или песчано-глинистым дном, припорошенным илом. Очень хорошо, если в этом месте имеется подводная бровка, за которой находится ровная площадка. Площадка ищется для того, чтобы прикорм не «съезжал» вниз по свалу. К огромному сожалению, не всегда удается добиться сочетания всех этих условий, и приходится ловить в местах, максимально приближенных к идеалу. Хотя случается, что лещ ведет себя «неправильно». Так, в самую сильную жару, после бесплодных попыток найти леща на классических местах, его можно обнаружить в тени, на «струе», проходящей у берега. Видимо, жарко бывает не только рыболовам, рыба тоже ищет прохлады. А еще нужно помнить, что нет правил без исключения и, прислушиваясь к «авторитетному» мнению, нужно самому не лениться и периодически во всем убеждаться лично.

Маскировка. При ловле леща на глухую снасть (маховым удилищем), когда приманка располагается в нескольких метрах от рыболова, маскировка — одно из главных слагаемых успеха. В месте ловли нельзя вставать в полный рост, шуметь. Очень желательно иметь одежду защитного цвета или по крайней мере не яркую. Удить леща лучше всего из какого-нибудь естественного укрытия, например, из-за куста или дерева.

Однако если лещ подошел, он не очень-то и пуглив. Однажды при ловле с обрыва, а в таком месте без подсаки леща взять, естественно, невозможно, произошел следующий случай. Очумевшие трофеи буксировались вдоль берега метров пятнадцать, до отмели, где и попадали в дрожащие, но цепкие руки. Неизвестно, то ли собратья несчастных лещей в это время были слишком увлечены вкусным прикормом и не обращали внимание на возню «наверху» (а «вася» слушает, да ест — это не про леща ли, часом?), то ли, наоборот, попадались какие-то чрезвычайно любопытные лещи, и все эти эволюции лишь привлекали их к опасному месту. Короче, за утро попалось этих рыбок порядочно. Вот и рассуждай потом на досуге о пугливости леща.

Прикорм. Важнейший компонент удачной рыбалки. Прикорм должен одновременно привлекать и не насыщать рыбу. Создавать максимально «вкусную» струю с минимальным количеством корма. Наконец, размываться водой, но не сразу, а постепенно.

Большинству этих требований удовлетворяют композиции на основе речной глины и истолченных белых сухарей. Сухари необходимо сначала подсушить, а затем подрумянить в духовке (печи). Только тогда они приобретают приятный аромат и делаются рассыпчатыми. Другие компоненты — сахар и сухое молоко (эти ингредиенты можно заменить сгущенкой), овсяные хлопья, толченые семена подсолнечника. Ну, и второй секрет -количество воды, добавляемой в прикормку. Чем медленнее течение, тем менее вязкими должны быть шары с кормом. И, наконец, прикорм должен ложиться примерно в одну точку. Соотношение компонентов в сухом прикорме приблизительно такое: глина — 50%; сухари молотые — 35%; овсяные хлопья — 5%; молоко сухое — 5%; семечки молотые — 4%; сахар-песок — 1%. Приведенные цифры в соотношении компонентов прикорма достаточно условны и могут меняться в зависимости от конкретных условий ловли, рельефа дна и вкусовых пристрастий местной рыбы.

Между прочим, приведенные рецепты не новы. Извлечены они из не такой уж далекой старины, а именно из альманаха «Рыболов-спортсмен» примерно тридцатилетней давности. Но вот, что удивительно — ни от кого из знакомых рыболовов об этом раньше слышать не приходилось, хотя подобные смеси (и отечественные, и зарубежные) продаются сегодня повсюду и стоят недешево. Непонятно, почему действительно эффективная прикормка в свое время у нас не прижилась. Единственным объяснением видится тот факт, что тридцать лет назад в водоемах было значительно больше рыбы, и у рыболова-любителя не было необходимости заниматься подобными изысками.

Насчет сахара и молока. Убедиться в эффективности подобных добавок помог случай. Позапрошлым жарким летом на прикорм лещ не подходил. В очередной раз к традиционным сухим овсяным хлопьям и глине пришлось добавить полбанки сгущенного молока, которую накануне обнаружили…муравьи. Где и утопились (наверное, от восторга). Употреблять сгущенку с таким «наполнителем» никому не хотелось, поэтому было решено проверить, насколько падок до сладкого этот привереда. На следующее утро трофеями стали три леща. Итак, лещ — сладкоежка. Помимо леща, сладкий корм привлекает также густеру и плотву. Но существует четкое правило — если к прикормленному месту подошел лещ, мелочь не будет вас беспокоить! Если же после нескольких пойманных рыбин вновь начала клевать мелочь, значит, стая бронзовых красавцев отошла, и возможно — до следующей зорьки.

Не лишним будет в прикормке и аттрактант (лучше специальный -лещовый) или ароматизатор, например, ванилин, помня при этом, что в этом деле главное — не переборщить. И что использование этих «заманух» — целая наука. Трудно забыть удивительный опыт, когда смазывание поводка заморским карповым аттрактантом привело последовательно к поклевкам карася, плотвы и подлещика. Последним трофеем был… «матросик»-мизинчик. На мастырку! Короче, и отовариваясь, и применяя на рыбалке любые ароматизаторы, нужно быть очень и очень внимательным, а предпочтение отдавать надежным и проверенным фирмам. И хотя никто не может запретить вам экспериментировать, лучше не портить всю прикормку сразу, а проверить работу «вонючки» на небольшой порции корма.

Из животных «универсально-подножных» прикормок лучшими, пожалуй, являются местные моллюски. Не двустворчатые беззубки-перловицы, а те, витые шаровки, которых так много на камнях, лежащих в воде на слегка заиленном грунте. Как будто им нравится играть с судьбой — лежать на дне и греться в лучах солнышка, ожидая, пока не настигнет их жестокое провидение с удочкой в руке. Очень удобно — не нужно копать, искать, суетиться. Ракушку, перед тем как бросить в воду, нужно разбить. Правда, привлекает этот «подножный прикорм» всю белую рыбу, а не только леща. Кроме того (извините за сентиментальность), сколько бы кто не резал руки об улиткины домики, занеся недрогнувшей рукой увесистый булыжник, топить их в собственной прозрачной крови со спокойной душой как-то не получается.

Насадка. Летом, особенно при использовании прикорма на основе растительных компонентов, дает хорошие результаты мастырка (гороховая и в особенности «сухая»). На червя клев обычно хуже, хотя неплохо иметь с собой и эту наживку, как и опарыша, который работает редко, но метко. Универсальная наживка — ракушка. Она тоже хороша, особенно при использовании ее в качестве прикормки.

СЕКРЕТЫ УСПЕХА. ЛОВЛЯ НА ДОНКУ

Покаток — донная снасть со скользящим грузилом массой 20-40 г. К стопорному узлу крепится поводок с крючком. При поклевке рыба не чувствует веса грузила, в чем и состоит преимущество этой снасти. Покаток применяют при достаточно сильном ветре, ловле на течении и в случае, когда частые перезабросы снасти демаскируют рыболова.

Снасть. Сама снасть один в один напоминает наш зимний днепровский покаток, только прикрепленный к удилищу. На тех малых реках, где он используется местными рыболовами, снасть традиционно изготавливается следующим «. образом. Берут по возможности ровный прут из лещины длиной четыре-пять метров и подвешивают его комлем вверх где-нибудь в тени. К вершинке прута привязывают кирпич. В таком состоянии этот прутик пребывает около месяца. Когда он подсохнет хорошенько, его рубанком доводят до кондиции. Получается не удочка, а произведение искусства, напоминающее по изяществу стрелу или копье. Этот шедевр рукоделия окрашивают темно-зеленой масляной краской. Когда удилище полностью готово к нему приделывают мотовильца, как правило, проволочные. Они должны быть аккуратными, маленькими, иначе будут мешать при ловле.

К пятиметровому удилищу привязывают от 7 до 15 метров лески, кому как нравится. На леску на расстоянии 1-1,5 м от вершинки удилища ставится поплавок из гусиного пера, который крепится двумя колечками ниппельной резинки. Затем на леску надевают скользящий груз массой от 8 до 15 г. К свободному концу лески привязывают поводок узлом такой величины, чтобы скользящее грузило не проскакивало к крючку, а упиралось в узел.

Как правило, рыболов одновременно использует три таких удочки. Заброс осуществляют следующим образом: леску, начиная от вершинки удилища, собирают аккуратными петлями и берут в левую руку, удилище при этом лежит на рогульке. Правой рукой рыболов, раскрутив грузило на леске, забрасывает снасть в воду, одновременно отпуская леску левой рукой, и пока тонет грузило, максимально подает удилище вперед. Как только груз достигнет дна и леска ослабнет, рыболов, подав удилище на себя, слегка ее натянет.

Удочки ставятся рядышком на рогульки. Поскольку поплавки не сносит течением, они тоже выстраиваются рядышком, под одним углом к течению. Зрелище поистине прекрасное, заставляющее вспомнить Сабанеевские книжки и старые, изображающие рыбаков, картины.

После подсечки рыболов гасит первые рывки рыбы удилищем, а затем, аккуратно положив его слева от себя, вываживает рыбу за леску руками. Одним словом, полный экстрим.

Поклевка на такую снасть всегда одинаковая. Лещ вначале чуть-чуть притапливает поплавок, отпускает, подавая леску назад, а затем тащит на дно. Это происходит потому, что леска, проходя через скользящий груз, выровняться в кратчайшую прямую между грузилом и поплавком может только одним способом, и, следовательно, имеет только одну степень свободы.

Часто поплавок крепится к леске одним концом примерно в метре от кончика удилища Это так называемый на местном жаргоне «встающий» поплавок. При поклевке он приподнимается вертикально, ложится на воду, снова поднимается, и затем уходит под воду.

В тихие дни с легким ветерком поплавки подтягивают поближе к кончикам удилищ так, что они висят над поверхностью воды и хорошо сигнализируют о поклевке. Если же ветер усиливается, поплавки опускаются по леске и занимают прежнее — лежачее на воде — положение. Описанная снасть достаточно эффективная, но не очень удобная. С появлением телескопических удилищ и безынерционных катушек она начала слегка меняться и совершенствоваться. Но суть ее не изменилась, только исчез поплавок. В результате появилось следующее орудие. Телескопическое удилище, безынерционная катушка, основная леска 0,2 мм, скользящий груз, упирающийся в карабин, поводок- по обстоятельствам. Забросить такую снасть при использовании даже десятиграммового груза можно очень далеко. После заброса удочка устанавливается на рогульку под углом не менее 45 градусов к воде. Излишек лески выбирается катушкой до легкого изгиба вершинки удилища, которая является фиксатором поклевки. Поклевка хорошо видна и в ветреную погоду, и на фоне облачного неба, и в сумерки, и даже ночью на фоне луны. Такая снасть позволяет рыболову
быть более мобильным, увеличить сектор облова и перестать, наконец, вытаскивать рыбу из воды «руками».

Лучшими местами для ловли этой снастью стандартно считаются омуты, вымываемые течением у правых берегов, бровки рвов, промываемых течением в начале меандра, углубления русла в начале и конце плесов. При том, что малые реки не очень широки, проходя через лесистые участки, они разливаются и достигают значительной ширины. А затем русло вновь сужается.

Вот яркий пример подобного места. Продолговатая яма глубиной около 10-12 метров протяженностью порядка 80 метров и шириной около 40 метров в излучине реки с покатым выходом на противоположный берег. Что вызвало такую аномалию в реке, средняя глубина которой составляет 5-6 метров, непонятно, но это место существует и работает. Хорошо клюет здесь лещ, густера, окунь, ночью — сом. Периодически берет ерш. Это сигнал к тому, что нужно уходить или переждать, пока он не перестанет клевать, поскольку леща в это время уж точно не поймаешь. Поимка в яме другой рыбы — скорее случайность, чем закономерность. Хочешь поймать плотву -подвинься к выходу, хочешь поймать голавля — подвинься ко входу.

ПРИКОРМКА И ПРИВАДА

Местные рыболовы, как правило, ловят на реках с привадой, причем традиционно лучшей считается распаренный горох или распаренная пшеница. О магазинных прикормках типа «Шелс» или «Фишка» во многих местах даже не слышали, об аттрактантах — тем более. Но вместе с тем нет-нет, да и увидишь, как кто-нибудь вомнет в горох пучок укропа или конопляных листьев.

На «серьезных» выездах мы обычно закармливали место три дня, два раза в сутки — утром и вечером, а сами в это время ловили другую рыбу на других водоемах. Прикормка использовалась самая разная, но основную традицию местных рыболовов мы, как правило, не нарушали и использовали разваренный «в пыль» горох. Гороховая пыль смешивалась с обычной глиной, приблизительно в равных пропорциях, после чего приготовленные шары забрасывались в место ловли.

Второй рабочий вид прикормки для «долгоиграющих» рыбалок выглядел еще проще. До неприличия распаренные зерна пшеницы в количестве одного ведра в сутки просто горстями рассыпались по воде. По местному утверждению, ведро прикормки при такой кормежке приносило ведро плотвы. Это оказалось неправдой: плотвы обычно ловилось гораздо больше, но мы старались не злоупотреблять.

Распаренная пшеница, в конце концов, кроме плотвы подтягивала и леща и густеру, но работала значительно хуже, чем горох. А вот абсолютно эффективно она привлекала раков. После первого же дня прикармливания в реках, где они водятся, раки клевали на удочку на все используемые насадки: на червя, тесто, опарыш, хлеб. Поэтому к вечеру, не заходя в воду, мы обычно имели почти полный садок раков. А лещ в это время брал только на выползка, которого раки, видимо, не могли уничтожить быстро.

Иногда в процессе ловли случались перебои в клеве. Это было прямым сигналом к тому, что к месту подошел хищник. Как правило, подходила щука, которая тут же на более крепкую удочку и вылавливалась, но иногда, особенно ближе к вечеру, подходил сом. Мелкие сомята прекрасно ловились на червя, а на выползка мы ловили и трехкилограммовых. Как выяснилось при разделке, сома не привлекала наша прикормка, его интересовали раки. Найдя первый раз в желудке выпотрошенного сома целую пригоршню двухмиллиметровых небесно-бирюзового цвета камушков, мы в начале не поняли, что это такое. И только со временем выяснили, что это «рачий жемчуг» — карбонат кальция, запасаемый раками впрок на случай предстоящей линьки. В кислой же среде этот биоминерал приоретает ярко-голубой цвет. Находка подсказала нам, почему сом подтягивался к прикормленным местам, и позволила ловить сомов более крупного размера, используя в качестве наживки мелких раков, причем не обязательно живых.

Но вернемся к нашим лещам. Присутствие хищника в зоне ловли не пугало леща, и если лещ клевал, то клевал беспрерывно. А использование дальних забросов позволяло вести себя на берегу свободнее. Если при ловле на поплавчанку лещ реагировал на шум, то при ловле с покатком, не таясь, можно было свободно ловить параллельно с лещом и хищника, и плотву.

Насадка. Традиционно в этих местах используют пучок красных червей или выползка. В конце 70-х широко применялся горох и хлебные шарики, скатанные из мякоти черного хлеба. Сейчас на эти насадки почему-то клюет хуже, а вот выползка — только подавай. Видимо, у рыбы со временем меняются вкусовые пристрастия. Также можно использовать распаренные зерна пшеницы, опарышей, мастырку. И не стоит пренебрегать простым правилом: приехал на незнакомую речку — спроси, на что здесь ловят. Это, конечно, не гарантия успеха, но иногда, особенно когда удается завязать разговор с бывалым местным рыболовом, снимается масса проблем и упрощает поиск эффективной насадки.