Фссп описала героя нашего времени

Федеральную службу судебных приставов (ФССП) сегодня, пожалуй, можно назвать самым прогрессивным из всех государственных ведомств. Ее изобретательность почти не уступает фантазии должников. А изучение списка новаций и предложений приставов позволяет быстро узнать об основных трендах нашего времени.

ФССП стремится полностью взять под контроль всю сферу жизнедеятельности современного активного человека. Приставы успешно описывают образ жизни героя нашего времени, чтобы описать его имущество.

Итак, герой нашего времени…

В начале августа ФССП обратилась в Министерство связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи) с просьбой обязать операторов сотовой и фиксированной связи предоставлять данные о телефонах должников. И это было уже не первое письмо связистам приставов, которые давно ищут пути к счетам абонентов. Именно с них они надеются списывать суммы задолженности.

Однако креативная идея ФССП, по всей видимости, закончит свою жизнь на бумаге. На этой неделе стало известно, что в ответном письме Минкомсвязи напомнил приставам о существовании статьи 53 закона «О связи», в которой сведения об абонентах и предоставляемых им услугам определяются как конфиденциальная информация. А статья 64 того же закона явственно указывает, что ФССП не входит в перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Так что добраться до счетов должников приставы смогут только с их письменного согласия.

Незаконным требование ФССП назвали также представители «большой тройки» сотовых операторов: МТС, «Мегафон», «Вымпелком». Они напомнили, что лицевой счет абонента не имеет никакого отношения к банковскому счету, он только отражает стоимостный объем услуг, которые оператор должен предоставить абоненту, т.е. является по своей сути аналитическим счетом, с которого средства в пользу третьих лиц не могут быть списаны.

Возмущение Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) требованиями ФССП и вовсе вылилось в полноценный пресс-релиз. По мнению представителей ассоциации, приставы хотят, чтобы за долги абонентов расплачивались операторы, что является «совершенно абсурдной ситуацией». А именно, «на оператора возлагаются значительные дополнительные трудозатраты по обработке запросов приставов, проверке и подготовке ответов, а также дополнительные расходы вплоть до оплаты перечислений, что совершенно неприемлемо для малого и среднего бизнеса». В доказательство своих слов АРОС приводит и говорящие цифры: только в ЗАО «Ростовская Сотовая Связь» за июнь-июль 2009 года от приставов поступил 2651 запрос.

К тому же, есть опасения, что действия приставов могут больно ударить совсем не по реальным должникам, ведь телефон далеко не всегда используется «владельцем» sim-карты. АРОС предупреждает, что заблокирование приставами телефона может лишить пенсионеров, престарелых и больных людей, а также детей возможности вызвать врача, позвать на помощь близких. Однако независимые эксперты придерживаются противоположного мнения. Если приставы получат право списывать со счетов должника деньги, в конце концов, считают они, это заставит пользователей более ответственно относиться к оформлению номера. А также сократит случаи незаконного применения телефонов «третьими лицами».

Впрочем, Минкомсвязи и должникам рано праздновать победу. Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, которой ФССП так не хватает, чтобы получить доступ к телефонным счетам, у приставов может появиться в ближайшее время: соответствующие поправки к закону «О судебных приставах» уже подготовлены ФССП.

Если это все же произойдет, останется только уповать на рациональность приставов, ведь экономический эффект от этой меры будет ничтожен. У среднестатистического пользователя сотовых услуг на счету, как правило, лежит около 200 рублей, а средний остаток на счете у абонентов региональных операторов, по данным АРОС, и вовсе составляет около 60 рублей. Одни только затраты оператора на обработку счета, списание, перевод денег превысят полученную сумму.