Загадка черной «бороды»

Скажу сразу: хорошо ловить жереха я не умею. К охоте на эту спортивную рыбу пристрастился под влиянием прекрасного жерешатника, известного киевского спиннингиста Евгения Бессмертного, ныне покойного. Царство ему Небесное, хороший был человек. Главный урок Жени сводился к тому, что жерех возьмет любую приманку, если ты поймешь, как именно он охотится, и точно подашь, допустим, «Кастмастер» к месту боя хищника. Я самоуверенно счел себя хорошим учеником мастера, поскольку весной, в запрет, у меня все сразу же начало неплохо получаться.

Рыбачить можно было только с берега, в границах нашего поселка. В одном месте дачная улица выводила прямо на огромный перекат. Когда «давали воду», на мель, к границе прямого и обратного течения, выходили жерехи размером с магазинную селедку. Клевали они бойко и практически на все: на серебристые и желтые кастмастеры; на разнообразные «бородки», которые местные рыболовы привязывали к леске перед здоровенной пенопластовой сосиской; на крохотные силиконовые твистерки, забрасываемые при помощи тирольской палочки… Проблема была не в приманках, а в выборе удачного места. Забросить снасть к месту жерехового боя можно было только с одной точки. Чтобы занять это место первым, приходилось приходить на берег еще в темноте и без толку полоскать воду до тех пор, пока не начнется клев. У опоздавших клевало очень редко, практически случайно.

Ловля «селедки» мне быстро наскучила, и я стал экспериментировать с приманками. Перед 30-граммовым «Кастмастером» привязал черную «бородку», белую и кембрик с крохотным пропеллером на цевье крючка. На первой же рыбалке с такой оснасткой выяснилось, что из 9 выловленных жерешат 7 попались на черную «бородку». Решив, что поскольку привязана она у меня первой, то жирующий хищник прежде всего на нее и реагирует, я перевязал приманки наоборот. Таким образом, черная «борода» оказалась последней в «стайке» приманок (или первой перед «Кастмастером»). Но и на следующих рыбалках клевало на нее заметно лучше, чем на другие приманки. Почему?

Найти ответ на этот вопрос я не успел. Наступило лето. На перекате из-под воды стали выглядывать водоросли. Жерех разбрелся по водоему. Крикливые чайки по-прежнему показывали места его охоты, но стоило приблизиться, как рыба отплывала подальше. Сверхдальние забросы не сильно помогали. Даже если и попадал туда, куда хотел, то сытая рыба игнорировала приманку. В конце концов, я, конечно, приспособился к новым условиям. Нашел протоку между двумя днепровскими островами с сильно закоряженными берегами. Когда «давали воду», в протоке появлялось сильное течение, а на мели, которой она заканчивалась, начинал бить жерех.

Не раз я вспоминал советы Евгения Бессмертного. Он любил повторять: «Жереха не надо ловить. На жереха надо охотиться». Действительно, вот я замаскировался хорошо, загнав лодку в прибрежный полузатопленный кустарник, пошло течение, вода в протоке забурлила, и я бросаю «Кастмастер» туда, где уже должен быть жерех. Пока я выматываю леску на катушку, на мели следует звонкий удар. Быстро бросаю туда, а следующий удар виден уже в метрах пяти ниже первого. Нет, надо не так. Просто держу спиннинг в руках, как заряженное ружье. Вот ударил жерех, и по бурлящей воде расходятся круги. Нужно бросить точно туда, куда надо. А надо примерно на метр перебросить место удара и постараться провести приманку метра на 2-3 ниже него…

Дело в том, что, оглушив рыбу хвостом, жерех собирает добычу. Если вы попадете блесной именно в место боя, то рыба может испугаться ее удара об воду и уплыть. Если же вы немного перебросите и подведете «Кастмастер» прямо под нос хищнику, то он, скорее всего, клюнет. Точный заброс при такой рыбалке — все равно, что точный выстрел. А резкая, ни с чем несравнимая поклевка жереха — чем не великолепный результат после точного попадания?

Охотился я, не буду врать, довольно долго без особых успехов. За все летние выходные удалось поймать штук пять жерехов, но вполне приличного размера — килограмм, полтора… К осени вместе с жерехом в этом же месте стал появляться «верховой» окунь. Чтобы наловить побольше полосатых разбойников, я привязал к спиннингу уже опробованные весной «бородки», белую и черную, и «кембрик» с пропеллером. Если удавалось точно попасть в кипящий мальком «котел» жирующих окуней, то попадалось сразу по две-три рыбешки. Рыбалка получалась веселой, но окунь ловился в основном мелкий. Жерех стал бить реже, да и я, откровенно говоря, уже о нем почти не думал. А напрасно. Однажды я не слишком точно сделал «окуневый» заброс, и он случайно совпал с жереховым ударом. Рыба оказалась вполне приличной -полтора килограмма. Следующий заброс в стаю жирующих окуней я сделал точно, навел приманку не в среднем темпе, как нравилось полосатым разбойникам, а довольно быстро, как положено при ловле жереха. Попалось сразу два жереха! Один на «Кастмастер», другой на черную «бородку». Провел я их всего несколько метров. Рыбины рванулись в разные стороны и разорвали снасть вообще. Больше у меня «бородок» не было. Естественно, к следующим выходным я накупил на «Бухаре» множество разнообразных «бородок», причем больше всего черных. И при рыбалке в этом месте больше на окуня не сбивался, продолжал ловить жереха.

Оба эти хищника, жерех и окунь, в кормных местах, видимо, образуют какое-то подводное сообщество. Если бьет окунь, то жерех всегда тут как тут. Причем далеко не мелкий. Возможно, крупные жерехи используют окуней как загонщиков мелкой рыбешки. До холодов я поймал в этом месте пятерых вполне приличных жерехов и выпустил множество мелких окуней, которые, не взирая на быструю проводку, все-таки умудрялись схватить приманку. Причем, вот что самое интересное — четыре хищника попались на все ту же черную «бородку» и только один на «Кастмастер».

Опытные рыболовы, которым я рассказывал об этой закономерности, говорили, что тоже ее заметили. Самая приемлемая версия «убойной силы» черной «бородки» при охоте на жереха сводится к тому, что на фоне светлого неба в солнечных бликах волн на поверхности воды, черная имитация малька хищнику более заметна, чем светлая. Возможно, это и в самом деле так. Только весной жерехи клевали у меня на черную «бородку» и в пасмурную погоду. Так что загадку черной «бороды» нельзя считать разгаданной, и все рыболовы могут попытаться сделать это самостоятельно…